«Мы не живём чужими жизнями и не водим детей к психологам».
«Дари еду!» пообщался с одной из многодетных мам и выяснил, как прожить в Москве на 60 тысяч рублей семье с четырьмя детьми.
Ирина — мама четверых детей. Это поздние, но очень долгожданные малыши. Первая девочка появилась на свет, когда Ирине было уже 30. Сейчас старшей дочке 9 лет, а самому маленькому члену семьи — 7 месяцев.
— У ваших детей очень красивые имена: Евангелина, Мартин, Виолетта и Олег. Почему именно так их назвали?
— Я верю, что интересные имена — это интересные судьбы. Каждое имя наших с мужем детей — не случайный выбор. Когда моя мама была маленькой, она повстречала очень красивую женщину Виолетту, так она ей понравилась, что эти воспоминания до сих пор свежи. Я запомнила эту историю и подарила такое имя своей первой дочке. Вторым ребёнком был Олег. И у меня, и у мужа все знакомые с этим именем ассоциировались с успешными, целеустремлёнными и уверенными в себе людьми, поэтому долго не думали. После Олега родилась наша кокетка Евангелина. Я услышала случайно это имя. Ева — простовато, а Евангелина — это звучит красиво. Четвертого малыша хотела назвать Анастас. Но муж был против. Мы отбросили этот вариант, взяли церковный календарь и выбрали ангела хранителя для нашего Мартина. Мне очень приятно, когда к моим детям обращаются только по имени. Моя Евангелина единственная на весь садик, а Сони, например, через одну.
— Вы, наверняка, довольно часто общаетесь с многодетными. Можете с высоты своего опыта охарактеризовать такие семьи, какие они?
— Они намного крепче. Совместные трудности только сплачивают. Один за всех и все за одного. Я когда родила третьего ребёнка и стала больше общаться с многодетными мамами, поняла, что с ними намного интереснее. Они спокойные, уравновешенные, у них нет зависти, они не способны на подлость. А знаете почему? Потому что у них нет времени забивать себе голову чужими проблемами. Они живут своими жизнями! А когда есть свободное время, начинаешь бездельничать, плести какие-то интриги. Появляется чувство тревоги, паники, ты не знаешь, куда себя деть. Многодетные не страдают депрессией, им некогда переживать по мелочам. Они не боятся проблем, потому что расценивают это не как проблему, а как очередной жизненный барьер. Нужно поднапрячься и перешагнуть. Не бывает всегда плохо. Смерть и болезнь — вот, что самое страшное. Остальное мелочи.
— То есть вы хотите сказать, что семьи, у которых один или два ребенка, страдают депрессиями?
— У меня много таких примеров. Есть семья, где один ребёнок. Так они уже и сами к психологу ходят, и ребёнка в 9 лет бесконечно водят к нему. Трясутся, от всего оберегают, форточки везде закрывают. В результате, когда девочка в школу пошла, не смогла нормально влиться в общество. Боится руку поднять, боится на уроке ответить неправильно. Семьи, которые воспитывают одного или двух детей, по-другому оценивают проблемы. Чуть что, сразу за голову хватаются. А страх ведь дает чувство тревоги, паники. Всё это ребёнку передается от родителей. И начинаются психотерапевты, невропатологи, психологи. У меня вот смешной случай был в поликлинике. У Виолетты в раннем возрасте волосы очень сильно вились, вся в кучеряшках была. Подходит ко мне мама с годовалой малышкой и спрашивает: «Не подскажете, а что вы ребёнку даёте? У неё такие волосы красивые! А вот у меня ребёнок лысый.» А я ей отвечаю: «А у вас мальчик или девочка?» — «Девочка». — «А вы видели девочек лысых?» — «Нет». — «Ну, а что вы переживаете?» — «Точно, я об этом не подумала.»
— У вас дети более самостоятельные?
— Конечно. Они более собранные. Потому что я иногда как та Обезьяна-мама из мультика. (Смеется). Детей много и за всеми не успеваешь, а у них терпения не хватает меня ждать. Поэтому они уже сами себе начинают помогать переодеваться, косы заплетают. Но, хочу заметить, что я не рожаю себе нянек, я рожаю себе детей и стараюсь их следующим ребёнком не нагружать. У каждого из них должно быть яркое детство, чтобы было, о чем вспоминать. И к вопросу о самостоятельности. Когда они войдут во взрослую жизнь, люди их будут разные окружать. Не всегда хорошие. И вот эти удары судьбы, человеческую подлость дети не самостоятельные будут переживать очень больно. Так ломается психика, появляется неуверенность в себе, депрессии. И ценности у детей из многодетных семей другие. Когда один ребенок в семье, родители стараются всё дать ребенку, все средства уходят на него, где-то поощряют прихоти, потакают, терпят капризы. У таких детей нет стремления, нет целей, они прожигают эту жизнь. И знают, что подушка безопасности в виде родительского кошелька всегда выскочит. А когда ребёнок с детства вместе с большой семьёй преодолевает трудности, видит, как эти монеты родители зарабатывают, у них и восприятие жизни другое.
— У вас индивидуальный подход к каждому? Какие достижения детей уже радуют?
— Конечно, индивидуальный. Они все такие разные и интересные! У Олега блестяще идет математика. Он в свои 8 лет уже обгоняет в знаниях 12-летних мальчишек. Я ещё когда им была беременна и делала УЗИ, врач обратил внимание на раздвоенную мозговую вилку у ребёнка, а это значит, что будет способность в чём-то. Он двумя руками рисует, пишет, но мы это не развиваем сейчас, потому что на все нужны финансы. Евангелина — это настоящая леди. Ей бы помадки, заколки, туфельки. Актриска, хитрюга, моя маленькая «почемучка» — она не угомонится, если не допытает тебя, во все вникает, быстро схватывает и усваивает. Виолетта девочка творческая, делает причёски, рисует, плетёт украшения из бисера.
— Вы много вкладываете в образование детей? Сколько уходит средств на это?
— Ровно половина семейного бюджета — 30 тысяч рублей. Бюджет — это зарплата мужа, он работает частным водителем, я в декрете сейчас. За английскую школу Виолетты мы платим 6 тысяч в месяц. Двое детей занимаются у логопеда. Евангелине оплачиваем кружок танцев, английский. Так как это садик — там немного дешевле обучение языку выходит. Олег с удовольствием посещает курсы программирования, но вот иностранный и частные занятия с преподавателем математики мы уже не можем осилить. Было бы больше финансовых возможностей или поддержки от государства, я бы ещё всех детей в бассейн водила. Старшую отдала бы на уроки рисования. Уверена, что инвестиции в образование детей — это самое главное, самое важное. Я не знаю, как сложится жизнь у них, но, думаю, они будут благодарны, что мы заложили им такой фундамент знаний. У нас с мужем по 2 высших. Я, кстати, столько встречаю сейчас своих институтских друзей! Разные судьбы у них. Но все те, на кого родители не жалели денег в плане образования, стали успешными людьми. Остальные спились и скололись.
— А остальные 30 тысяч как распределяете?
— Квартпата, питание. Ещё сборы для родительских комитетов на всевозможные праздники и события.
— То есть вывезти детей куда-то на море или в санаторий уже не получается?
— Да что вы! Об этом и речи быть не может. Но нам ещё повезло, у нас есть дача. А ведь очень много семей, кто безвылазно в Москве.
— Стараетесь куда-то выбираться с детьми?
— Да, мы почти каждые выходные ходим в детские театры. Они их очень любят, постоянно пересказывают всем подробности. На каток ходим, в парки.
— А если всей семьёй собраться и как-то досуг в Москве провести, сколько за один выход нужно денег выложить?
— Десять тысяч где-то.
— Вы затронули тему поддержки государства. Как оно помогает многодетным семьям?
— С каждым годом всё меньше. У нас проезд бесплатный — всем детям и одному взрослому. Парковки, школьные обеды и детский сад государство оплачивает. Тысячу рублей на ребенка в месяц получаем. Билеты на елку дают. Если будешь бесконечно оббивать пороги чиновников, можно и стиральную машинку с холодильником получить. Я вот свою стиральную машинку ждала 5 лет. А я стираю по два раза в день. Представляете, через сколько этот аппарат из строя выйдет? Ещё 3 тысячи в год на питание выделяют и такую же сумму на одежду. Мы эти деньги, а точнее баллы, можем обменять в «Детском мире». Цены там не дешёвые. Хорошая зимняя куртка стоит примерно 5 тысяч. Получается, я даже одного ребенка не могу одеть. Мне не нужны детские вещи из Италии, евроремонт в квартире и двухкамерный холодильник. Но если государство заинтересовано в рождаемости, нужно помогать родителям. Дайте нам фундамент, на котором мы будем расти. Купите, как говорится, нам Жигули, а на Мерседес мы сами заработаем и добавим. Кстати, о Жигулях. Раньше многодетным давали машины, а потом эту программу отменили. Может, стоит сделать какой-то автомобильный капитал? Мы бы сами добавляли нужную сумму и покупали бы автомобиль. Всё удобнее, чем целый день в любую погоду мотаться с детьми по трамваям, метро и автобусам.
— А квартира, где вы живёте, как вам досталась?
— Я в этом доме выросла. Родители получили квартиру в 90-е. Площадь большая — 100 квадратов. И, конечно, нашу семью это спасает. Но уже который год мы не можем сделать здесь даже косметический ремонт. Основные средства уходят на детей и питание, не до жилищных удобств. А полы уже ходуном ходят, везде щели. Их делать нужно сразу везде, потому что дом кирпичный, все на балках. Это сразу полмиллиона выложи. Плюс проводка на наш метраж — около 100 тысяч насчитали. Самим нам это не осилить. Но так как квартира у нас приватизированная, государство нам отказывает. 5 лет моих скитаний по кабинетам ничего не дали. Я же не паркетную доску прошу, был бы ламинат — уже здорово.
— Чего бы вы пожелали от государства для всех многодетных семей?
— Помогать с жилищным вопросом, в первую очередь. Я уверена, что 70% многодетных семей готовы взять ипотеку и купить себе жильё. Но нужен хоть какой-то денежный старт. Материнский капитал — это хорошо. Но, например, 500 тысяч для Москвы и для провинции — это совсем разные суммы. На периферии можно добавить еще 500 и купить квартиру-студию хорошую, а я в ближайшем Подмосковье смогу купить за 1,8 млн без ремонта 12 метров. Хорошо бы было решать какие-то вопросы с косметическим ремонтом, про это уже думаешь в последнюю очередь, когда у тебя много детей. Может быть, стоило бы поддерживать родителей дотациями на детские кружки, секции, походы в бассейн — ведь вода это так важно для ребят из многодетных семей, она успокаивает нервную систему и развивает очень хорошо. Я, например, нашла только один бассейн на всю Москву, куда можно водить ребёнка бесплатно.
— Часто ведь вам, наверное, приходилось слышать со стороны: «Когда рожаете, думайте». Как лично вы относитесь к таким словам?
— А я и думаю. Это осознанный выбор. У меня же дети не брошены. Они одеты, обуты, я их развиваю. Мне кажется, многодетные даже как-то активнее борются за лучшие условия для своих детей. Чтобы, в том числе, побороть этот дурацкий стереотип о пьющих и безалаберных многодетных семьях. Согласитесь, когда мы слышим о людях, у которых четверо, пятеро и больше детей, сразу картинка нелицеприятная рисуется. Это все пережитки прошлого. Сейчас, в основном, большая семья — это сознательный выбор.
— Что вы можете посоветовать родителям, у которых один или два ребёнка?
— Чтобы в их семьях было как минимум трое детей. Если бы я была помоложе, родила бы ещё и пятого ребёнка. Дети — это лекарство. Только с рождением третьего я поняла, что не всё так страшно, как мы представляем. Сейчас я могу сказать, что жизнь прекрасна и удивительна! Она не проходит у меня зря, она интересная. Самое главное — не охать и не стонать. Да, тяжело, не спорю. Но на диване лежать тяжелее. Я счастливый человек и мне очень повезло в жизни.